Академия » Статьи » Болезни и лечение » Психиатрия и психология

Алкоголизм




   Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности – все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

   История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия.

   Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до нашей эры. Вино также считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции является Дионис, сын Зевса. Другое его имя – Вакх, в латинской форме – Бахус. В честь Диониса проводились специальные праздники – дионисии, или вакханалии. На них устраивались торжественные процессии, игры, состязания поэтов, хоров, приглашались гости из других стран. Постепенно эти празднества приобрели печально известный характер оголтелых пьянок. Недаром слово «вакханалия» воспринимается сейчас как синоним пьяного разгула. Уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел.

   Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов – Коран. С тех пор на протяжении12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона жестоко карались.

   В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

   С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.д.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.

   Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал: «Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол – добрая бочка вина». Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси – есть пити». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала  5 – 100. 

   Простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержащие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы. У корчмы было несколько назначений, например, представление ночлега путникам, но главным ее назначением было общение людей. Корчмы служили народу своеобразными клубами, где объявлялись законы. В корчму приходили не пить, не напиваться, хотя и это имело место, а поговорить, узнать последние новости и т. д. Пиво, мед продавали в корчме вместе с пищей. Бывали здесь представители всех сословий. Существовала пословица: «В корчме и бане – равные дворяне».

   Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (слово «кабак» в переводе с татарского означает «постоялый двор»). Широко насаждались царевы кабаки при Иване Грозном. Корчмы уничтожались. Входили в практику откупа; откупщики за право торговать водкой в той или иной местности вносили значительные по тем временам суммы – 10 – 20 тыс. рублей. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и «правежу»: их били тонкими палками – батогами, нередко забивали до смерти. 

   Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Ограничение продажи водки состояло в том, что кабаки открывались и закрывались в определенные часы, не торговали в великий пост, воскресные дни, праздники. В кабаках в XVII веке висело объявление: «По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые – питухов от кабаков не отзывать, не гоняти – ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, покуда оный питух до креста не сопьется».

   В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту муру заботой о народном здравии. Но и казенная монополия не устранила пьянства, шинкарства, когда водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Таким образом, на протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки. Практически никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности, не предпринималось. 

   Каковы причины столь широкого распространения употребления алкогольных напитков? Одна из них - свойства самого алкоголя, его способность оказывать эйфорическое действие, создавать настроение удовольствия. Именно поэтому алкогольные напитки были непременным атрибутом различных праздников и обрядов еще во времена первобытнообщинного строя и на более поздних этапах развития человеческого общества. Так, прием спиртных напитков был приурочен к событиям, имевшим значение для всего племени - удачная охота, сбор урожая, праздники по случаю перехода несовершеннолетних юношей и девушек в группу взрослых, полноправных членов племени и т.п. Позднее прием алкогольных напитков приобрел ритуальное значение. Так, у скифов существовал обычай добавления крови каждого из соплеменников в общую чашу вина. Этим подчеркивалось кровное единство всех членов племени. Обряд причастия у христиан также включает прием вина, символизирующего «кровь господню».

   Традиции, связанные с употреблением спиртных напитков, складывались повсеместно. Хмельные напитки из винограда, пальмового Сока, хлебного сусла умели изготовлять в Древней Греции, Древнем Риме, Египте. Из литературных памятников Древней Руси известно, что наши предки употребляли алкогольные напитки, приготовленные из меда и семян злаковых растений. Алкогольные обычаи широко распространены и сейчас. Употреблением спиртных напитков отмечают какие-либо события в коллективе, семье, посещение гостей. Таким образом, алкогольные обычаи - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение внутри отдельного микроколлектива формы употребления спиртных напитков. Алкогольные обычаи выполняют определенные социальные функции. Они являются средством стабилизации утвердившихся в данной среде отношений и форм употребления алкоголя и осуществляют преемственность этих отношений в жизни новых поколений.

   Другая, не менее важная причина, обуславливающая широкое употребление алкоголя, - его свойство ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия. Человеку начинает казаться, что трудности, житейские невзгоды не имеют большого значения. На это указал Ф. Энгельс, описывая плохие бытовые условия и тяжелый труд английских рабочих: «...помимо этих скорее физических причин, толкающих рабочего к пьянству, оказывают свое действие сотни других обстоятельств: пример большинства, недостаточное воспитание, невозможность оградить молодых людей от искушения, во многих случаях прямое влияние пьяниц-родителей, которые сами угощают детей вином, уверенность, что под влиянием спиртных паров забудешь хоть на несколько часов нужду и гнет жизни...». 

   Таким образом, Энгельс выделяет еще одну причину пьянства - обычаи ближайшего окружения. Именно социальная микросреда, в которой живет человек, оказывает наибольшее влияние на употребление им алкогольных напитков, определяет его отношение к ним. В формировании отношения к алкоголю - положительного или отрицательного - одно из ведущих мест занимают обычаи семьи. В силу подражания закрепляется, воспитывается будущий стереотип отношения к спиртным напиткам - «алкогольный стиль жизни». Формирование алкогольных установок, т.е. состояние готовности, начинается уже в детском возрасте. Алкогольные обычаи микросреды порождают алкогольные установки у молодого поколения, которое, вырастая, передает их своим детям - образуется порочный круг.

   К причинам, порождающим злоупотребление спиртными напитками, относят и усложнение социальной среды человека, усложнение производства и производственных отношений. Одна из форм усложнения социальной среды - перемещение сельского населения в города - урбанизация. Выше уже отмечался стремительный рост употребления алкоголя в республиках Прибалтики. Этот рост совпал с увеличением доли горожан в общей структуре населения в Латвии с 36 до 68%, в Литве с 37 до 61%. В целом по стране доля городского населения за период с 1959 пo 1979г. выросла с 52% до 69%. Произошло изменение жизненного уклада у огромных масс населения, а вместе с ним - характера и форм потребления алкоголя.

   Традиционное сезонное потребление алкоголя в сельской местности сменяется так называемым ситуационным - менее контролируемым, более частым, осуществляемым не в привычном окружении, а в случайных местах. Следовательно, психологические принципы пьянства оказываются социально обусловленными. Сюда относятся: трудности адаптации, конфликты с окружающими, неудовлетворенность желаний и установок, утомление, робость, сознание своей неполноценности (вследствие, например, недостаточного образовательного уровня) и др. Следовательно, под психологическими причинами социально обусловленного пьянства понимается совокупность мотивов, по которым отдельные лица чрезмерно потребляют алкоголь как релаксант для облегчения своего дискомфортного психического состояния. Немалую роль при этом играет урбанизация, усиливающая эмоциональную напряженность и ослабляющая нравственный контроль из-за условий жизни большого города. Получает распространение индивидуальное использование алкоголя вследствие его расслабляющего, снижающего напряжение действия.

   Тяжелое пьянство постепенно становится средством забвения населения в странах с выраженными социальными противоречиями, где существуют плохие жилищные условия, однообразное и недостаточное питание, тяжелый монотонный труд, отсутствие культурных развлечений, а в местах, где развито виноградарство, еще и следствием отношения населения к вину как к доступному суррогату питания. Существенное значение в распространенности употребления спиртных напитков имеет отношение к этому явлению со стороны общества: чем снисходительнее общество к пьянству, тем шире распространение алкоголизма.

   Изложение возможных причин употребления и злоупотребления алкоголем не дает ответа на основной вопрос: почему одни люди не пьют совсем, другие пьют эпизодически, а третьи становятся больными алкоголиками?

   Немаловажную роль играет личность человека, его способность адаптироваться к условиям жизни, умение использовать приемлемые, здоровые способы снятия напряжения. Личность с хорошими адаптационными возможностями успешно справляется с трудностями, социальными или физическими, с конфликтными ситуациями. Личностные особенности разнообразны: одни - легко ранимы, слабовольны, другие излишне самоуверенны, часто добивающиеся признания. Такие люди плохо адаптируются к окружающей обстановке; при малейших трудностях склонны прибегать к помощи алкоголя.

   Можно указать следующие факторы, наиболее значимые для развития алкоголизма: нервно-психическая неустойчивость, неблагоприятные социально-профессиональные и климатогеографические факторы, низкий уровень образования, недостатки воспитания, раннее начало самостоятельной жизни, ранний возраст начала алкоголизации, алкогольные обычаи среды, отрицательное влияние пьющих взрослых, неправильное понимание принципа самоутверждения, узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов, бессодержательное проведение свободного времени, конфликты в семье и нарушение структуры семьи и некоторые другие.

   Таким образом, развитие привычки употребления алкоголя и злоупотребления им с последующим развитием алкогольной болезни обусловлены сложным комплексом факторов. Условно все эти факторы можно объединить в следующие группы.
1. Aлкогольные обычаи социальной микросреды (семьи, ближайшего окружения), ранняя алкоголизация.
2. Нервно-психическая неустойчивость.
3. Биологически обусловленная неодинаковая переносимость алкоголя.