Академия » Статьи » Лекции » Терапия |
Семейный алкоголизм
Одной из наиболее острых проблем в России в настоящее время является проблема семейного алкоголизма и его влияния на физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что алкоголизм родителей оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Ситуация в алкогольной семье всегда нездоровая и нестабильная, так как алкоголизм забирает слишком много энергии. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие их детей связано с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать. Однако и алкоголизм отца крайне неблагоприятно отражается на психическом развитии ребенка. В обоих случаях в семье имеет место напряженная психологическая обстановка, возникают частые конфликты между членами семьи. Неблагоприятная домашняя обстановка, часто возникающие травмирующие ситуации на почве алкоголизма родителей способствуют возникновению у детей заболеваний нервной системы – неврозов и невротических состояний. Дети больных алкоголизмом в семье подвергаются различным видам оскорблений, в том числе и угрожающим жизни ребенка: физическое избиение, лишение пищи, запирание в тесной маленькой комнате (чулане, уборной и др.). Стилем воспитания в алкогольной семье является отсутствие заботы и внимания к ребенку. Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях взрослые не уделяют должного внимания. Таким образом, ребенок, живущий в условиях семейного алкоголизма, с одной стороны, может иметь наследственную неполноценность, повреждение центральной нервной системы и организма в целом под влиянием алкоголизма матери во время беременности, а с другой стороны, он страдает от отсутствия дома спокойной и благожелательной обстановки. Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обуславливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятной атмосферы, и ребенок испытывает дефицит общения. В младшем школьном и подростковом возрасте, а в некоторых случаях и раньше, встает острая проблема школьной и общей социальной адаптации детей из семей алкоголиков. В конечном счете, перед детьми встает проблема личностной адаптации к конкретным условиям жизни. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских отмечают, что развитие детей в неблагополучных семьях характеризуется определенным отставанием, связанным со значительным дефицитом информации из различных областей знаний, культуры, общего образования, санитарно-гигиенических навыков, правил поведения в обществе. Этико-моральные критерии искажены, они отражают особенности жизненных подходов родителей. Нередко происходит раннее формирование реакций страха, обусловленное агрессивным поведением родителей, чаще всего отца. В связи с этим отмечается наличие стойких ночных страхов. У детей отстает также развитие в сфере эмоций и формального интеллекта. Слабо представлено чувство сопереживания. Отмечается также неразвитость сферы воображения, в особенности, отсутствия способности, представить себе переживания, чувства другого человека. Не выражено чувство сострадания к близким, знакомым. Личностные особенности детей из алкогольных семей можно охарактеризовать следующим образом. Эти дети замкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны такие черты, как подозрительность и злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Став взрослыми, они не умеют наслаждаться жизнью, так как они привыкли нести ответственность и за младших братьев и сестер, и за родителей. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях. Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются большой стойкостью и большим разнообразием. Одной из форм нарушения поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей и воспитателей. У детей из семей алкоголиков в силу их общей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения. Они легко подражают таким формам асоциального поведения как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков, сексуальное патологическое поведение. Выраженность и стойкость нарушения поведения зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды, отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в поведении находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, степени поражения его центральной нервной системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности. Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста. Такие реакции чаще всего возникают при алкоголизме одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, агрессивным по отношению к сверстникам. Постепенно нарастают и усиливаются конфликты со сверстниками и взрослыми. Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома или из школы. Ребенок испытывает страх перед возвращением домой, постепенно начинает избегать общения со сверстниками, становится замкнутым. У ребенка возникают невротические расстройства. Более резкое проявление пассивного протеста – попытки самоубийства. В основе этих попыток лежит гиперболизированное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их (что является следствием внутрисемейных конфликтов). Была выявлена зависимость степени искажения психического развития детей от степени развития у матери алкоголизма. Г.И. Шурыгин установил, что если дети родились в период появления у женщины начальных признаков алкоголизма, то грубых нарушений в их развитии не обнаруживалось. Однако дети были возбудимы, быстро утомлялись, разговаривали во сне, просыпались от кошмаров. В подростковом возрасте становились грубыми, проявляли различные реакции протеста, отказывались от учебы. Ни один из них не получил высшего образования. Будучи взрослыми, отличались нерешительностью, тяготились чувством собственной неполноценности. Дети, рожденные после развития у матери выраженного алкоголизма, имели резкие нарушения центральной нервной системы. Они отличались раздражительностью, злобностью, лживостью, иногда бывали агрессивны. Некоторые обнаруживали повышенную плаксивость. У большинства детей было выявлено слабоумие. Приведенные нами данные убедительно показывают роль окружения и воспитания в предупреждении нарушений поведения и патологии развития характера и личности у детей и подростков родителей, страдающих алкоголизмом. Таким образом, мы рассмотрели особенности психического, социального и личностного развития детей, родители которых страдают алкоголизмом. Можно отметить значительные отклонения на всех возрастных этапах развития. |
Вы можете прокомментировать статью | |